Жестокое обращение с несовершеннолетними

Основные международные документы, направленные на защиту детей – Декларация о правах ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка, не содержат определения ни жестокого обращения с детьми, ни отдельных его видов. Данный факт подчеркивает, что необходим учет в надлежащем объеме культуральных особенностей страны, которые, вне всякого сомнения, играют важную роль в выборе допустимых мер дисциплинарного воздействия, позволяет отграничить целесообразное наказание, адекватное проступку ребенка, от жестокости, за которую виновное лицо должно понести предусмотренную законом ответственность.

Жестокое обращение с детьми – сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной, уголовным и семейным правом). Такой комплексный характер жестокого обращения с ребенком является второй причиной отсутствия общепринятого обобщенного его определения. Понятие «жестокое обращение с детьми» было введено в зарубежную научную литературу не юристами, а врачами и психологами, которые оказывали помощь пострадавшим детям. Для представителей этих специальностей целью работы с ребенком было устранение негативных последствий, которое вызвало перенесенное насилие, а не наказание виновного. Поэтому они, формулируя определение жестокого обращения с детьми, прежде всего, исходили из тяжести и характера причиненного ребенку вреда, а не из характера и мотивов действий взрослого. Именно сходство негативных последствий для личности ребенка привело к объединению в одно понятие жестокое обращения с ребенком насилия, которое может быть выражено только в действии, с пренебрежением основными потребностями ребенка, которое выражается в бездействии.

Всемирная организация здравоохранения определяет термин «жестокое обращение с несовершеннолетними» как все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести, или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти. Оно охватывает все типы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, что приводит к нанесению реального или потенциального вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка.

Виды жестокого обращения с детьми

В зависимости от характера преобладающего вреда, причиненного ребенку, следует выделять следующие формы жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие над ребенком – действия, которые фактически причиняют физический вред или могут его причинить;
  • сексуальное насилие — использование ребенка для получения сексуального удовлетворения;
  • эмоциональное (психическое) насилие — неспособность обеспечить подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу; оно включает действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: это ограничение его движения, оскорбление, угрозы и запугивание, дискриминация, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения;
  • отсутствие заботы — неспособность родителя или лица осуществляющего уход, обеспечить развитие ребенка – там, где он обязан это сделать – в следующих аспектах (одном или более): здоровье, образование, эмоциональное развитие, питание, кров и безопасные условия проживания.

Факторы риска

Жестокое обращение с ребенком имеет место во всех слоях общества, однако чаще подобные случаи выявляются в семьях с низким доходом или находящихся в социальной изоляции. Низкий образовательный уровень родителей, занятие неквалифицированным трудом, отсутствие работы, наличие судимости за совершение преступления, связанного с применением насилия существенно повышают риск физического насилия над ребенком. Значимым фактором риска физического насилия является многодетность. Результаты зарубежных исследований показывают, что около ¼ семей, в которых дети подвергались физическому насилию, имеют более трех детей, при этом распространенность в популяции семей с таким количеством детей многократно ниже.

Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова (ссылка) выделяют социально-экономические факторы, факторы, связанные со структурой семьи характером отношений между ее членами, особенности личности родителей.

Социально-экономические факторы риска:

  • низкий доход и постоянная нехватка денег;
  • безработица или временная работа, а также низкий профессиональный статус;
  • молодые или несовершеннолетние родители; 
  • принадлежность к групповому меньшинству (религиозному, этническому и др.);
  • плохие жилищные условия (перенаселенность жилища). 

Факторы, связанные со структурой семьи, характером отношений между ее членами:

  • неполные семьи (семья из одного родителя и ребенка или детей);
  • многодетность;
  • наличие в семье отчима или мачехи;
  • нестабильность семьи (частая смена партнеров матери или отца);
  • конфликтные отношения между взрослыми членами семьи, в том числе домашнее насилие;
  • отсутствие в семье единого подхода к воспитанию ребенка;
  • родители в детстве сами страдали от жестокого обращения;
  • проблемы взаимоотношений между родителями и ребенком;
  • эмоциональная или физическая изоляция семьи.

Особенности личности родителей:

  • акцентуации личности родителя (наличие таких черт, как ригидность, низкая стрессоустойчивость, раздражительность, подозрительность);
  • неразвитость родительских навыков, использование неправильных воспитательных методов; 
  • неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка (предъявление к ребенку требований, не соответствующих его уровню развития или возможностям);
  • недостаточное развитие социальных навыков;
  • психическое расстройство, включая злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • эмоциональная неразвитость.

Особенности ребенка:

Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним:

  • нежеланный ребенок, а также дети, рожденные после потери родителями предыдущего ребенка;
  • дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшой (погодки);
  • дети с физическими и психическими отклонениями; у ряда родителей дети, имеющие видимые физические отклонения, умственную отсталость или другие выраженные дефекты вызывают реакцию отвержения, раздражения и даже агрессии; 
  • дети с гиперактивным, раздражительным или импульсивным поведением, что часто раздражает и утомляет родителей и довольно часто толкает их на путь физического наказания ребёнка, однако следует отметить, что плохое поведение детей в ряде случаев уже является результатом жестокого обращения с ними;
  • недостатки внешности (уродства, родимые пятна, дети от межэтнических браков);
  • дети, напоминающие внешностью или характером нелюбимого супруга;
  • дети, на первом году жизни длительно разлученные с матерью.

Последствия жестокого обращения

Дети, пострадавшие от любых видов насилия или недостойного обращения, похожи между собой тем, что все они пережили также психологическую травму.

Дети становятся недоверчивыми и боязливыми, они могут считать посторонних людей опасными и непредсказуемыми. У них формируется низкая самооценка, отсутствуют такие черты личности, как самоуважение и самоконтроль. Часто жажда мести приводит к тому, что ребёнок, жертва насилия, сам становится агрессором и провоцирует других на драки и ссоры. Любое недостойное обращение с ребёнком является для него уроком того, что такое поведение взрослых с детьми приемлемо, и в будущем он будет моделировать такое же поведение. Из опрошенных подростков-правонарушителей две трети подвергались жестоким наказаниям с раннего детства. Реакции посттравматического стресса, в том числе постоянный возврат вспышек воспоминаний, приводят к низкой концентрации на уроке, а затем и к низкой успеваемости.

Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга. Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем. Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:

  • совершение насилия или становление жертвой насилия;
  • эмоциональные расстройства (депрессия, сниженное настроение, высокий уровень психоэмоционального напряжения, тревожности;
  • когнитивные нарушения, навязчивые воспоминания о случившемся, повышенная утомляемость, снижение школьной успеваемости;
  • поведенческие нарушения, нанесение самоповреждений, нарушения отношений со сверстниками, агрессивность;
  • вегетативные расстройства (нарушения сна, аппетита);
  • сексуальное поведение высокого риска (в том числе промискуитетное поведение, нарушения полового влечения), девиация психосексуального развития;
  • незапланированная беременность;
  • вредное употребление алкоголя и наркотиков;
  • развитие психических расстройств;
  • асоциальное или антисоциальное поведение.

В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жестокое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.

Помимо последствий для здоровья и общества жестокое обращение с детьми оказывает также воздействие на экономику, включая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, охрану детства и расходы в связи с долговременными нарушениями здоровья.

Последствия жестокого обращения с ребенком могут быть различной степени тяжести. К факторам, повышающим риск причинения вреда в результате жестокого обращения, относятся:

  1. Возраст ребенка – чем меньше ребенок, тем выше вероятность причинения ему серьезного вреда; наиболее уязвимы дети до 6 лет;
  2. Продолжительность насилия – чем больше период времени, в течение которого ребенок подвергался жестокому обращению, тем сильнее и устойчивее последствия;
  3. Регулярность – последствия жестокого обращения тяжелее у тех детей, которые постоянно подвергаются насилию, чем у детей, подвергающихся жестокому обращению время от времени;
  4. Характер и интенсивность насильственных действий – чем серьезнее травмы, тем существеннее вред здоровью и развитию ребенка;
  5. Сочетание различных форм жестокого обращения – применение нескольких видов насилия против ребенка приводят к более тяжелым последствиям;
  6. Характер отношений между ребенком и человеком, подвергающим его жестокому обращению – чем ближе отношения, тем выше вероятность возникновения негативных последствий; насилие со стороны родителей хуже всего сказывается на развитии и здоровье ребенка;
  7. Наличие защиты – заступничество со стороны одного из родителей или другого значимого взрослого, своевременность вмешательства служб защиты детей могут ослабить воздействие жестокого обращения на ребенка;
  8. Особенности ребенка – личность, темперамент и уровень развития (одни дети обладают более высоким уровнем психологической устойчивости, другие более ранимы)

Психолог С.В.Логинова

Новости

 

20.04.2018

Семинар «Профилактика жестокого обращение с детьми в системе сопровождения».

20.04.2018 на базе администрации Центрального округа г. Новосибирска специалисты Службы ГБУ НСО «Центр «Виктория» провели семинар «Профилактика жестокого обращение с детьми в системе...

Читать далее


21.04.2017

Семинар - практикум «Особенности производства следственных действий по уголовным делам с участием несовершеннолетних потерпевших или несовершеннолетних свидетелей»

В администрации Центрального округа г. Новосибирска специалистами ГБУ НСО «Центр «Виктория» совместно со следственным комитетом был организован и проведен семинар-практикум с целью повышения...

Читать далее


20.04.2017

Круглый стол, посвященный обсуждению вопросов реализации методов и форм дружественного к ребенку правосудия и обеспечения благополучия детей, попавших в серу уголовного судопроизводства

В Новосибирском областном суде проведено межведомственное совещание в формате "круглого стола", посвященное обсуждению вопросов реализации методов и форм дружественного к ребенку правосудия и...

Читать далее