04.09.2020 Личные границы: что это?

Границы есть и у каждого человека, у каждой личности, поэтому они и называются личные/личностные границы. С точки зрения психологии, личностные границы — это, прежде всего, понимание собственного «я», как отдельного от других, понимание себя и своего личного пространства. Понимание, что там, за этим личным пространством, это уже не я, это не моё, другое. Личностные границы – это не только персональное пространство человека, но и контакт с внешним миром. Именно на границе контакта и происходит наше взаимодействие с окружающим миром и другими людьми. Очень важно развивать их у детей.

Если ребенок понимает,  что такое личные границы, то шанс стать жертвой домогательств со стороны взрослых или сверстников значительно снижается, ну и к тому же, ребенок вряд ли сам станет домогаться других детей. Он не станет терпеть и думать, что «так нужно», когда кто-то причиняет дискомфорт или боль.

Ребенок, у которого сформировано понятие личных границ, в будущем вырастет женщиной, которая не будет терпеть к себе пренебрежительного отношения или мужчиной, который  вряд ли совершит насилие.

Опыт консультирования семьей, по вопросам детско-родительских отношений, показывает, что, к сожалению, большая часть поколения нынешних родителей, это в большинстве своем дети, которых учили тому,  что их границы не важны, что их мнения, чувства, желания не имеют никакого значения.

Современные дети живут в  совершенно другом мире, где каждому человеку необходимо и важно понимать и оберегать свои личные границы, и не нарушать  чужие!

Как прививать чувство личных границ ребенку?

1. Всегда важно учитывать мнение ребенка. Даже если оно не повлияет на конечный результат, тем не менее, оно должно приниматься во внимание: «Ты не хочешь ехать  к бабушке? понятно, но мы уже договорились  и не можем отменить поездку». Не стоит оставлять без внимания факт нежелания встречи, нужно выяснить почему.  Может кто-то, там нарушает личные границы ребенка, и он не знает, как об этом сказать.

2. Не стоит терпеть любой физический дискомфорт (особенно неоправданный). Наверняка многим знакомо: «ну и что, что ботинки трут, потерпи, зато вон какие красивые» (тугой шарф, колючая кофта), все это недопустимо и вынуждает ребенка терпеть физический дискомфорт (бывают конечно исключения, на то они и исключения, и это нужно ребенку объяснять).

3. Важно получать согласие ребенка на совершение с ним каких-либо действий. Это относится не только к ближайшему окружению ребенка, но и врач или парикмахер должен спрашивать разрешения прежде чем прикоснуться к ребенку («можно я послушаю тебя?» и т.д.) Да, ребенок может отказать, тогда вы объясняете важность и пользу планируемого действия и поступаете по ситуации.

4. Учим ребенка уважать свои желания, свое состояние и в соответствии с этим менять свое поведение. Передумать можно и это нормально. Иногда люди терпят, серьезный душевный или физический  дискомфорт, потому, что боятся сказать о том, что передумали. Возможно, было неважное настроение, или человек не владел более полной информацией, недооценил свои силы. Причин может быть множество, передумать/изменить свое мнение, это естественно и допустимо.  

5. Уважение к личному пространству ребенка. Стучаться, прежде чем заходить в комнату ребенка, закрывать за собой дверь и пр. Вспомните свое детство. Наверняка у кого-то из вас не было своей комнаты (читай - личного пространства).  Вы не могли, когда это было необходимо, остаться наедине с собой или побыть в тишине. А если комната и была, то родители вам запрещали закрываться, могли в любой момент зайти или покопаться в ваших вещах и так далее.

5.  Отдельного внимания заслуживает тема половых органов. Уже после 2-2.5 лет важно объяснять ребенку, что ходить в присутствии посторонних нужно обязательно в трусиках. После 3х ребенок должен знать, что никто не имеет права прикасаться к его половым органам (исключение: мама и врач, в присутствии родителя).

Неумение выстраивать личные границы влечет за собой большое количество проблем. Изначально, эта тема актуальна в детско-родительских отношениях, которая в дальнейшем переносится на взаимодействие с обществом, затем на межличностные отношения в  паре и в будущем,  с появлением  детей, круг замыкается,  вновь на детско-родительских отношениях. Так проблемы тянутся из поколения в поколение.

Помните, нельзя научить тому чего не знаете сами. Поэтому, требуя от детей определенного поведения, не забывайте, что  вы являетесь главным примером для подражания.

Женжелеева Т.В. психолог ГБУ НСО Центр «Виктория»

Новости

 

25.06.2022

Ресурный центр

Запущена работа по созданию и развитию ресурсного центра на базе ГБУ НСО "Центр "Виктория"

Читать далее


25.06.2022

Социальной платформы «Дорога к миру»

В Центре запущена работа социальной платформы «Дорога к миру»

Читать далее