30.09.2021 Подростковый возраст. Почему он зовётся «проблемным», и в чём его риски.

     Подростковый возраст — период в развитии человека, который считается переходным этапом между детством и взрослостью. Он является одним из критических переходных периодов в жизненном цикле, потому что характеризуется быстрым ростом, сложным взаимодействием гормонов роста и половых гормонов, изменениями в самоощущении и самоидентификации, и др. изменениями, уступая только кризисному периоду в младенчестве.

     Важнейший фактор подросткового возраста – половое созревание, происходит интенсивное физическое и физиологическое развитие. Довольно быстро растёт скелет, опережая развитие мускулатуры, изменяются рост, вес, пропорции тела.

     В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжения головного мозга. На фоне этого, характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, следовательно, настроения. Эмоциональный фон становится нестабильным. Данные изменения в организме подростка, являются основой общей неуравновешенности.

     Подросток переживая “гормональную бурю”, вынужден постоянно приспосабливаться к своим физическим, физиологическим изменениям организма. Эмоциональную нестабильность к тому же, усиливают сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс созревания. Вместе с этим, формируется образ нового «Я». Значимость внешнего образа зачастую принимает гипертрофированный характер, что может вести к серьёзным последствиям, если ребёнок сталкивается с насмешками, критикой, замечаниями касательно его внешнего вида. Известны случаи анорексии, чрезмерного набора веса, самоповреждающего поведения, суицидальные наклонности.

      На фоне внешних изменений, происходят изменения и внутренние, подросток понимает, что он уже не ребёнок, и стремится к следующей фазе, жизни в обществе взрослых людей,  среди которых подросток стремится занять своё законное место. Но подростку еще далеко до «истиной взрослости» - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми правами. На фоне этого и происходят частые проблемы взаимопонимания родителей – детей. Подросток пытается донести до взрослого, что он уже не ребёнок, у него есть своё мнение, взгляды, восприятие окружающего мира, родителю же, чаще всего трудно перестать идентифицировать своего ребёнка как человека взрослеющего.

     Риски, возникающие на фоне подросткового периода, при дисгармоничных, травмирующих отношениях между детьми и взрослыми:

    - Риск смерти (суицидальные наклонности);

    - Стремление ребёнка к плохим компаниям, где «его понимают»;

    - Употребление алкоголя, табака, психоактивных веществ;

    - Проявление агрессии, насилие;

    - Ранняя беременность;

     - Риск заболевания ВИЧ/СПИД, и др. болезней;

     -Нарушение психического здоровья, и как возможное следствие: самоповреждающее поведение, расстройство пищевого поведения (анорексия, булимия, ожирение), и др.

     - Игровая зависимость;

     - Стресс, хроническая усталость;

 

Что делать? Как облегчить проживание этого жизненного цикла для подростка, и для родителя?

     - Чётко понимать и осознавать, что этот период имеет временный характер;

     - Увидеть в подростке образ того «взрослого человека», к которому он стремится. Помочь ему преодолеть этот переходный этап взросления.

     - Постараться услышать, воспринять то, что подросток пытается донести. Слова могут не сходиться с действиями, ребёнок может противоречить самому себе, путаться, теряться в собственных словах. В этот период, в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Поэтому, противоречивость психических, поведенческих проявлений, характерна для этого периода.

     - Создание доверительных отношений, положительных, бесконфликтных ситуаций.

     - Похвала. Её не будет много. Хвалить, замечать плюсы, положительные стороны необходимо столько, сколько это возможно;

     - Установление границ. Родители должны установить определенные границы и точно следовать им. Необходимо понять, что разрешается подростку, а что нет. Подростки стараются все время проверить, где проходит граница дозволенного. Важно помнить, что подросток может ощутить наличие границы только тогда, когда он пытается нарушить правило. К этому надо быть готовым. Лучше поставить меньше границ и четко их придерживаться, чем установить их в большом количестве, а затем не соблюдать. Необходимо определить самые важные принципы и призывать подростка выполнять именно их.

      - Помочь ребёнку научиться понимать и осознавать последствия действий. Конструктивными методами и примерами. Это не врождённое качество, и требовать этого с ребёнка нельзя, зато, можно помочь научиться отслеживать причинно - следственные связи.

Важно помнить!

    Все проявления и особенности поведения имеют временный характер!

    На свой счёт ничего принимать не стоит!

    Только от взрослых зависит, насколько взаимоотношения с ребёнком будут строиться на доверии, взаимоуважении, помощи, содержательном сотрудничестве, насколько они будут дружескими, деловыми, без переживания несправедливости и отчужденности.

                                                                                 Перова А.Ю. педагог-психолог ГБУ НСО Центр «Виктория» 

Новости

 

25.06.2022

Ресурный центр

Запущена работа по созданию и развитию ресурсного центра на базе ГБУ НСО "Центр "Виктория"

Читать далее


25.06.2022

Социальной платформы «Дорога к миру»

В Центре запущена работа социальной платформы «Дорога к миру»

Читать далее