ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СИБЛИНГОВ В СЕМЬЕ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СИБЛИНГОВ В СЕМЬЕ

         Николаева Н. психолог ГБУ НСО Центр «Виктория»

Появившись на свет, ребёнок попадает в первую для себя социальную среду – семью, в которой он развивается, взаимодействуя с другими членами семьи. Конфликтных ситуаций, конечно, невозможно избежать, и чаще всего они происходят между сиблингами, т.е. между родными братьями и сестрами в семье. От того, насколько успешно научится ребёнок решать конфликтные ситуации, зависит то, каким образом будут складываться его взаимоотношения с обществом.

Как часто приходится слышать о том, что братья и сёстра разрушают тишину в доме ссорами между собой. Для большинства семей это привычное явление. Но что является причиной столь, казалось бы, противоестественной ситуации, почему близкие люди выходят на конфликт, и при этом не могут выйти из него без криков и хлопанья дверьми, найдя компромисс.

Начнём с того, что же такое конфликт? Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [1;291]. Впервые теорию конфликта разработал Г. Гегель, естественно, с философской точки зрения. Нас же интересует практическая сторона конфликтов, ибо жизнь без конфликтов не бывает [2;361].

Структура конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.

Применительно к конфликту такие определения неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе [3; 230].

Каждый конфликт имеет объективное содержание:

1.Участники конфликта. В любом конфликте основными действующими лицами являются люди;

2.Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради решения которого стороны вступают в противоборство;

3.Объект конфликта. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удаётся. Легче определяются проблема или предмет конфликта. Объект лежит глубже, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому его иногда рассматривают как причину, повод к конфликту;

4.Микро – и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделить такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т.е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт [4; 8-13].

Основные этапы конфликта.

1.Возникновение и развитие конфликтной ситуации;

2.Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта;

3.Начало открытого конфликтного взаимодействия;

4.Развитие открытого конфликта;

5.Разрешение конфликта.

По этим же этапам и развивается конфликт между сиблингами. До тех пор, пока ребенок единственный в семье – проблемы только с ним. Когда появляются еще дети – начинаются проблемы с двумя, а также и у них друг с другом. Нередко дети делают своему родному брату или сестре гадости исподтишка. Классическая ситуация, когда старший ребенок втайне от родителей делает гадости еще несознательному малышу (щипает, дергает за волосы, ломает игрушки). Бывает, и подушку на голову кладут, когда ребенок спит, то «случайно» сломается его детская кроватка, когда он там спит, то из коляски выпадет «сам». Остается поражаться таким искусным проявлениям детской жестокости. Но все это лежит на плечах родителей. Когда ребенок настолько ревнует, представьте, каково ему. На самом деле, появление второго ребенка в семье – зачастую является стрессом для первого ребенка, особенно дошкольного возраста, если родители его к этому не подготовили грамотно. Дети долгое время эгоисты!

Возрастной барьер.

Многие родители предполагают, что чем меньше разница в возрасте между детьми, тем дружнее они будут жить в дальнейшем. Но ожидания оправдываются не всегда.

Существует много разных теорий о том, когда нужно заводить второго ребенка. В литературе часто указываются 2 года, 7–8 и 12–14 лет. Оптимальным следует считать 3–4 года. Это обусловлено не только физиологическим фактором восстановления женского организма после первых родов, но и психологическим моментом. Первые 3 года мать и дитя представляют собой в некотором смысле единое существо. В возрасте 3–4 лет происходит первый и самый серьезный психологический кризис в детском сознании, появляются самостоятельные «хочу» и «могу». Это сигнал о том, что ребенок начинает отделять себя от мамы. В этом возрасте он стремится получить в семье новые обязанности, ответственность, желает все делать сам, поэтому уход и забота о младшем братике или сестренке может прийтись ему по душе.

Пол ребенка.

Большинство авторов утверждают, что однополые дети более конфликтны. На практике это в большинстве случаев подтверждается.

Если есть у сиблингов борьба за власть в семье, значит, кто-то из них чувствует себя обделенным в полномочиях.

Наиболее распространенные причины конкурентной борьбы сиблингов и как их избежать:

Роли «любимец» - «отвергнутый»

С психологической точки зрения, и изгои, и любимчики все равно травмированы. Первые обижены, но не свободны: они всю жизнь пытаются любыми средствами заполучить доказательства любви и признания. Вторые избалованы и плохо подготовлены к реальной и, главное, самостоятельной, жизни.

Отсутствие личного пространства

Личные вещи очень важны для детей, они подпитывают чувство их индивидуальности. А если братья или сестры постоянно берут эти вещи или портят их, дети могут относиться к этому так же, как вы отнеслись бы к ограблению или даже насилию. Естественно, временами братья и сестры испытывают друг к другу чувства злости, ненависти и недовольства. Если взрослые старательно закрывают на это глаза, враждебность просто загоняется в подполье, где подогревается еще и обидой, чувством непонятности, виной или страхом. Детям важно чувствовать, что к каждому из них относятся справедливо. Справедливо не обязательно означает одинаково. Ребенок точно оценит ваше внимание, если вы позаботитесь именно о его эксклюзивных потребностях, а не подарите ему то - же самое, что и его сестре.

Чувство обделенности родительским вниманием

Необходимо выделять специальное время для общения с каждым ребенком, а при появлении в семье нового ребенка должно быть время, посвященное общению только со старшим ребенком. Старший ребенок должен знать, что у него всегда есть особое время, которое он может провести наедине с кем-то из родителей.

Игнорирование индивидуальности, разницы между детьми

Уважительное отношение к разнице между детьми. Казалось бы, разве это не справедливо дать каждому ребенку одинаковое количество блинов за завтраком? Но это "справедливое" обращение не принимает во внимание то обстоятельство, что у каждого ребенка может быть различный аппетит.

Если родителям не обращать внимания на конфликтные ситуации, пустив всё на самотёк, то помимо ссор и скандалов, можно прийти к более серьёзным последствиям: одиночество, разобщенность и изолированность. От поведения родителей зависит очень многое. Особенно нельзя разрешать детям ябедничать.

Марина Кузьмина говорит о том, что необходимо:

1) научить сиблингов, использовать прямые контакты, то есть выражать ревность не косвенно, родителям, а открыто, друг другу: «Мне не нравится, когда ты со мной дерешься...», «Я обижаюсь, когда ты берешь мои вещи...». Подобные заявления способствуют поиску детьми новых, грамотных форм общения, минуя взаимные «задевания»;

2) попросить детей выйти из помещения (комнаты) и самим разобраться в конфликтной ситуации, то есть родители не должны выступать в качестве арбитров. Какие же проблемы в поведения сиблингов приводят родителей к психологам чаще всего? К сожалению, в нашем обществе еще редки случаи обращения непосредственно по поводу конфликтных ситуаций, ситуаций ревности между братьями или сестрами. Обычно родители просят помочь одному из детей, более грубому или замкнутому, предполагая, что, изменив его асоциальное поведение, они улучшат ситуацию в семье в целом.

Психологами были выделены некоторые особенности взаимоотношений между сиблингами, которые обусловлены разницей в возрасте и возрастными особенностями детей.

- Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и младенческого возраста. Совместная деятельность — игра. Также взаимодействие осуществляется в помощи маме по уходу за младенцем. Дети много времени проводят вместе. Доверительные близкие отношения складываются у старшего ребенка с мамой. Ссор между сиблингами не происходит.

- Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и раннего возраста. У них совместная деятельность игровая (игры в игрушки, подвижные игры). Дети много времени проводят вместе. Доверительные близкие отношения складываются у старшего и младшего ребенка с мамой. С какими-либо трудностями (в учебной деятельности, взаимоотношениями с другими людьми). Ссор между сиблингами не происходит.

- Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и дошкольного возраста. Совместная деятельность игровая (игры с игрушками, компьютерные игры). Дети много времени проводят вместе. С какими-либо трудностями (в учебной деятельности, взаимоотношениями с другими людьми) оба сиблинга обратятся к маме. Ссоры происходят часто, причины это не поделенные игрушки и другие вещи. Родители всегда вмешиваются в конфликты сиблингов и помогают детям примериться.

- Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и подросткового возраста. Совместная деятельность заключается в рисовании, чтении книг. С какими-либо трудностями (в учебной деятельности, взаимоотношениями с другими людьми) оба сиблинга обратятся к маме. Ссоры возникают часто, по причине агрессивного поведения подростка. Родители вмешиваются в ссоры и помогают детям, примирится.

- Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и юношеского возраста. Совместная деятельность заключается в просмотре фильмов, прогулках, разговорах. С трудностями, как в учебной деятельности, так и во взаимоотношениях с другими людьми, младший школьник обратится к юноше. Ссоры между сиблингами происходят редко, по причинам разногласий в семье, или личностной позиции каждого ребенка.

- В многодетной семье отношения между сиблингами складываются особым образом. Как правило, самые маленькие дети взаимодействуют более тесно. Старшие дети в такой семье представляют отдельную подсистему сиблингов, где взаимодействие также более тесное, чем в общей системе отношений сиблингов. В семьях с тремя детьми, взаимодействие зависит от разницы в возрасте, то есть чем она меньше тем, дети больше взаимодействуют и тем самым влияют друг на друга.

Психологи утверждают, что сестры и братья – не менее важные учителя жизни, чем родители. С ними приходится ссориться и мириться, соперничать за внимание родителей, делить комнату, игрушку и сладости. Младшие учат старших заботе, ответственности, великодушию, доброте, умению прощать. Если родители умелые и тонкие в воспитании и общении с детьми, не отдают явного предпочтения кому-нибудь одному, если все дети обладают в семье одинаковыми правами – братья и сестры останутся дружны и близки на всю жизнь.

Каждый ребенок в семье должен получать свою долю заботы и внимания родителей. Он должен знать, что у родителей есть время, которое предназначено для общения именно с ним, и никакие посторонние дела не смогут его этого общения лишить. Но уважайте разницу между детьми. Детки должны понимать, что семья – не казарма, где каждому достается все одинаковое в равном количестве. Родители должны учитывать индивидуальные желания и нужды детей. Справедливость не обязательно означает уравниловку.

 

Список использованных источников:

1.Словарь практического психолога / Сергей Юрьевич Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2007. – 976 с. – ( Библиотека практической психологии).

2.Басова Н.В. Педагогическая и практическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 416 с.

3.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 551 с.

4.Конфликтология для педагогов / И.А. Рудакова, С.В. Жильцова, Е.А. Филиппенко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 155 с. – (Среднее профессиональное образование)

5.Корепанова И.А. Карпунина Е.И Материалы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25 – 27 октября 2005 г.). Часть 2. - М.: Просвещение, 2005. - Стр. 119 - 125

Новости

 

30.12.2019

О защите детей

Педагог-психолог "Центра "Виктория" Каппес Ольга Юрьевна приняла участие в работе семинара в "Центре "Радуга"

Читать далее


30.12.2019

Обучаемся и делимся опытом

Педагог-психолог "Центра "Виктория" О.Ю. Каппес приняла участие в работе стажировочной площадки в г. Пермь.

Читать далее


30.12.2019

Родителям о детях

Педагог-психолог Центра "Виктория" Ольга Юрьевна Каппес приняла участие в лектории для родителей В МБОУ СОШ №199

Читать далее