21.12.2021 Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Из всего этого можно сделать вывод, что с каждым годом растет количество детей сирот, а также растет и количество правонарушений совершаемых такими детьми. Проблема беспризорности и правонарушений среди детей и подростков актуальна, так как связана с тем, что эти факторы представляют угрозу для всего общества. Но   особенно актуальна эта проблема для воспитанников реабилитационных центров, детских домов, так как у них повышенная склонность к отрицательным формам поведения, к бродяжничеству. И в целом их поведение непредсказуемо.

Анализ состава детского контингента показывает, что основная часть поступающих в реабилитационный Центр, это дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. У детей из таких семей отмечаются такие характерные признаки, как:

- уклонение от учебы: неуспеваемости по большинству предметов, отсутствия познавательных интересов, ориентации на другие виды деятельности, отставания в интеллектуальном развитии;

- низкая общественно-полезная активность: пренебрежительное отношение к делам дома, класса, отказ от общественных поручений, отказ от участия в трудовых делах;

- повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым: грубость, недисциплинированность на уроках, пропуски занятий, нарушение порядка, немотивированные поступки и т.п.;

- негативные проявления: курение, употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, нездоровые сексуальные проявления, тяга к азартным играм;

- негативизм в оценке действительности.

 

Педагогам в условиях реабилитационного центра приходится корректировать негативные формы поведения у воспитанников. Корректировка поведения   ребенка процесс очень сложный, который требует особых знаний, владения приёмами и методами работы, умения проводить комплексную   профилактическую и реабилитационную работу, строить совместную работу со многими специалистами. Под профилактикой правонарушений понимается деятельность по устранению причин и условий совершения лицом правонарушения.

Для установления контактов с детьми важна правильная позиция воспитателей, педагогов. Понимание, уважение, доверие к ребенку в сочетании с требовательностью — основа взаимоотношений взрослых с ними. В установлении таких отношений очень важно выбрать правильный тон в общении с детьми. Совершенно недопустимы угрозы и порицания, резкий и грубый тон. Такого обращения дети абсолютно не воспринимают. Воспитателю надо восстановить у каждого поступившего ребенка положительное отношение к учебе, труду, общественной деятельности, найти в каждом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение педагога, друзей, одноклассников.

Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного воспитанника. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Сначала они сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить положительные результаты в воспитании трудных детей.

Профилактическая работа с воспитанниками – процесс сложный и продолжительный. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера. Профилактическая работа включает в себя создание благоприятной среды для воспитания и общения, проведение лекций, консультаций для педагогов и воспитанников, планирование воспитательной работы.

В нашем реабилитационном центре для этого проводится целенаправленная работа:

1) Организация досуговой деятельности.

В целях профилактики правонарушений воспитанников очень важно организовать их досуговую деятельность, необходим поиск занятости ребят в свободное время. Для организации досуга ребенка в свободное от учебы время в  Центре «Виктория» созданы все условия: организована работа кружков, что помогает раскрыть и развить способности детей, создает ситуацию успеха, развивает творческие способности и уверенность в себе, и решает проблему внеурочной занятости воспитанников. В Центре можно научиться многому интересному: и чтению стихов, рисованию, и всякому рукоделию. День воспитанника построен таким образом, чтобы все свободное время было организованно. Нет хуже зла, чем безделье.  Так же педагогический состав проводит разнообразную работу.

2) Программа групповых занятий «Азбука права».

Правовое воспитание – процесс формирования соответствующих установок, потребностей, ценностей, мотивов поведения.

Работа с детьми и подростками по формированию правовой грамотности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей:

Работа с детьми младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей общей культуры правового поведения.

Работа с детьми среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков.

Работа с подростками старшего школьного возраста  направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду, воспитание у подростков ответственности за свое поведение.

Для продуктивной работы с воспитанниками организовано сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Ежегодно составляется и реализуется совместный план работы с ПДН УМВД. Проводятся встречи, беседы, совместные мероприятия, Совет профилактики, тематические месячники и декады. Реализуются программы коррекционно-развивающей и коррекционно-профилактической направленности.

Главное место отводится здесь целенаправленной работе с воспитанниками. Все эти мероприятия индивидуальны, с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.

Таким образом, в нашем учреждении реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

 

 Овчинникова О.В. - социальный педагог ГБУ НСО Центр «Виктория»

Новости

 

25.06.2022

Ресурный центр

Запущена работа по созданию и развитию ресурсного центра на базе ГБУ НСО "Центр "Виктория"

Читать далее


25.06.2022

Социальной платформы «Дорога к миру»

В Центре запущена работа социальной платформы «Дорога к миру»

Читать далее